В статье отмечается, что новая коронавирусная инфекция (COVID-19) принесла серьезные угрозы дальнейшему развитию стран-членов Шанхайской организации сотрудничества. COVID-19 замедлил их экономический рост, эффективность сдерживания коронавирусной инфекции в большей мере зависит от комплексных действий правительств, их готовности взять на себя ответственность за ситуацию и мобилизовать на борьбу с эпидемией всех государственных чиновников. COVID-19 серьезно повлиял на региональную безопасность. Правительства разных стран не имеют достаточного опыта в борьбе с внезапным распространением вируса. Выдвинутая Китаем в 2020 г. инициатива по созданию «сообщества здравоохранения, сообщества развития, сообщества безопасности и гуманистического сообщества» будет оказывать положительное влияние на восстановление экономики стран-членов организации. В конце статьи рассматриваются проблемы реализации создания данных четырех сообществ на пространстве ШОС и пути их решения. Дальнейшее развитие ШОС сталкивается с рядом структурных препятствий на глобальном и региональном уровнях. Режим «SCO+N» предлагает государствам-членам и внешним акторам площадку для развития и укрепления сотрудничества в двустороннем формате и способствует уменьшению разрыва в уровнях экономического развития стран. Повышение статуса организации, поиск общих интересов, координации и консультации между РФ, КНР и Индией предоставляют благоприятную среду для дальнейшего развития ШОС.
Статья написана к 21‑й годовщине создания Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Сегодня ШОС находится в переходном периоде. Организация успешно завершила первый раунд расширения, что отразилось на глобальном и региональном политическом ландшафте. В результате расширения организация сталкивается с некоторыми сложностями функционального характера, в том числе в сфере выработки и имплементации важных решений. В результате расширения авторитет ШОС на глобальной арене вырос, с другой стороны, согласование позиций всех членов организации и поиск консенсуса становятся более трудоемкими. Авторами высказывается мнение, что для повышения эффективности работы секретариата организации необходимо повысить его административный статус и расширить полномочия. В статье предлагается переосмысление формата принятия решений, отражающее изменившееся соотношение сил в рамках организации после расширения, ввиду объективных сложностей достижения консенсуса. ШОС необходим эффективный механизм принятия решений, который позволит избежать превращения организации в «клуб по интересам». Предлагается переход на принцип принятия решений большинством голосов для решения насущных и не требующих отлагательств вопросов, стоящих перед ШОС, с сохранением принципа консенсуса при решении вопросов долгосрочного характера. Важной задачей для устойчивого развития организации является выработка единой концепции культурных ценностей ШОС, соответствующей «шанхайскому духу». Авторы отмечают необходимость усиления координации взаимодействия ШОС с региональными организациями в Евразии, такими как ОДКБ и ЕАЭС для обеспечения стабильности и процветания в макрорегионе.
В отличие от многосторонних институтов прошлого, сформированных гегемонами в соответствии с их интересами, многосторонний формат ШОС придал новый импульс инклюзивному многостороннему региональному сотрудничеству. В целях содействия инклюзивному сотрудничеству в Евразии государства-члены ШОС сформулировали стратегические планы сотрудничества в основных субрегионах и ключевых областях, приняли планы интенсификации сотрудничества с учетом принципа инклюзивности, создали систему совместимости интересов участников. Учитывая относительно нечеткие формы сотрудничества между государствами-членами ШОС, увеличение состава участников организации может создать как новые вызовы, так и способствовать появлению новых форматов взаимодействия. Таким образом, актуальным для повышения эффективности ШОС может стать внедрение новых форм малого мультилатерализма. Сотрудничество в рамках новых форматов малого мультилатерализма может устанавливаться в соответствии с политическими предпочтениями и готовностью стран-членов организации, что позволит повысить эффективность внутриорганизационного взаимодействия. Институциональная гибкость в сотрудничестве между членами организации имеет большой потенциал для применения в деятельности организации и позволит достичь взаимовыгодных результатов. Инклюзивный подход и многостороннее сотрудничество в рамках ШОС будет содействовать созданию демократической и справедливой политико-экономической среды. Китай и Россия как ведущие державы в ШОС будут заинтересованы в продвижении новых форматов сотрудничества, реформирования региональной системы взаимодействия. Сочетание классического большого мультилатерализма с малыми формами многостороннего сотрудничества внутри ШОС поможет справиться с текущими трудностями в региональном управлении и повысить эффективность организации.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека