В статье анализируется деятельность Банка развития сельского хозяйства Китая (БРСХК) по искоренению бедности. В связи с тем, что борьба с бедностью была обозначена одной из основных задач на 13-ю пятилетку (2016–2020 гг.), правительство Китая разработало специальные программы развития бедных районов Китая с глобальной целью подъема деревни, создания условий жизни равных городским. БРСХК в данном процессе играет ключевую роль источника финансирования, а также разрабатывает и внедряет проекты по искоренению бедности. Банк предоставляет льготное финансирование местному бизнесу, а также использует другие способы помощи местному населению с целью не только выйти из бедности, но и иметь возможности постоянно повышать свой жизненный уровень. Для этого банк подбирает отрасли для оказания адресной помощи, кредитует инфраструктурные и образовательные проекты, развивает сферу внутреннего туризма, тем самым способствуя трансформации бизнеса, созданию рабочих мест, повышению образовательного и культурного уровня местных жителей и превращению деревни в город.
«Политические» банки КНР (Государственный банк развития Китая, Экспортно-импортный банк Китая и Банк развития сельского хозяйства Китая) созданы для финансирования национальных проектов внутри КНР и за рубежом. Банки играют важную роль в кредитовании «зеленых» и социальных проектов, льготном кредитовании малого и среднего бизнеса, в 14 ю пятилетку (2021-2025 гг.) ожидается приток финансирования в научно-техническую сферу.
Для осуществления таких масштабных проектов «политические» банки нуждаются в постоянном притоке средств. В статье проведен анализ основных источников фондирования банков, среди которых главным для всех трех является выпуск облигаций и кредиты от Народного банка Китая, предоставляемые с целью последующего перекредитования. Эти источники характеризуются надежностью и постоянством, однако существуют и риски, включая лимитированность ресурсов ликвидности в целом, кредитование стратегически важных, но низкодоходных проектов, превалирование средне- и долгосрочного кредитования, подразумевающего долгий срок погашения займов, возрастающая конкуренция со стороны местных администраций, также наделенных правом выпуска облигаций, и другие факторы. Наличие достаточного количества капитала важно и по причине того, что эти банки играют роль одного из ключевых инструментов для контрциклического регулирования в процессе стабилизации экономики, когда через банки средства направляются в наиболее уязвимые отрасли, как это происходило в период пандемии.
Для повышения финансовой эффективности «политических» банков необходимо принятие отдельного закона об их деятельности, упор на развитие не только государственных, но и коммерческих проектов, предоставление региональным филиалам большей самостоятельности в поиске и выборе проектов с учетом местной специфики (в т. ч. за рубежом), диверсификация источников поступления ликвидности в банк, внедрение компенсации убытков в случае невозврата займов, совершенствование системы управления рисками и др. В целом назрела необходимость проведения следующего этапа банковской реформы, осуществление которого можно ожидать в 2022-2023 гг.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека