В статье освещена история складывания тайваньского дискурса относительно исторических и международно-правовых претензий на территориальные объекты (острова и скалы), пространства и ресурсы Южно-Китайского моря. Сравниваются подходы двух ведущих политических партий Тайваня (Гоминьдан и ДПП) к обоснованию прав на природные объекты в море и прилегающую акваторию. Подробно рассказано о причинах появления и исчезновения в тайваньском законодательстве концепции «исторических вод», на которые якобы должна была распространяться юрисдикция Китайской Республики. Освещены мероприятия Тайваня по «эффективной оккупации» двух объектов в ЮКМ (Тайпин и Дунша). Проанализированы изменения в официальной позиции Тайваня при различных администрациях. Соглашаясь во всем, что касается острова Тайпин, Гоминьдан и ДПП расходятся в отношении всех прочих участков суши в ЮКМ. При рассмотрении подходов к трактовке пресловутой «U-образной линии» выявляется фактическое смыкание внешнеполитических позиций КНР и Гоминьдана, вытекающее из представлений обобщекитайской идентичности. Отношение к проблеме ЮКМ со стороны ДПП определяется тайваньской идентичностью ее сторонников. Фиксируется очевидное противоречие: ДПП с одной стороны провозглашает суверенитет Тайваня (Китайской Республики) над всеми объектами ЮКМ, демонстрируя единство «двух берегов пролива» по вопросу территориальной целостности Китая, с другой стороны прагматично признает невозможность фактического осуществления своего номинального суверенитета над спорными территориями, а также его сомнительность с точки зрения международного права. Подробно рассмотрены нюансы отношения Тайваня к вердикту гаагского трибунала по иску Филиппин к Китаю, нашедшие отражение в ряде правительственных заявлений. Определены причины отказа трибунала признать островом Тайпин — крупнейший объект в группе Наньша.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека