В данной статье впервые предпринята попытка комплексного изучения репрезентации экспедиций Чжэн Хэ (1405-1433) в учебной литературе для средней и старшей школы современной КНР. В частности, анализируются соответствующие разделы учебников по истории Китая для 7-го класса (старая и новая редакции), а также тексты пособий по факультативным историческим дисциплинам для старшей школы (9-11 классы). В ходе исследования были выявлены и обозначены не только базовые сведения об экспедициях, знание которых требуется от учащихся, но и информационные лакуны — факты, которые были опущены в учебных материалах. Также было обнаружено определенное развитие в освещении темы: если в средней школе это событие рассматривается преимущественно в рамках истории Китая, то в учебниках для старшей школы оно уже встроено в мировой исторический контекст, отмечается роль экспедиций Чжэн Хэ в формировании морских путей и расширении китайского культурного влияния за рубежом. Автор статьи приходит к выводу, трактовка темы раннеминских экспедиций и личности Чжэн Хэ в современных учебниках истории скорректирована в соответствии с актуальными идеологическими концепциями Китая. Тем не менее, некоторые аспекты, на которых сегодня делает особый акцент китайское руководство, остались не отражены в учебниках, возможно, что это изменится в будущих редакциях.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации