В статье рассматривается концепт «острой силы», в т.ч. применительно к внешней политике РФ и КНР, проводимой в русле «мягкой силы». В последние годы в политическом дискурсе стран Запада получила распространение идея, согласно которой «острая сила» это альтернативный вариант «мягкой силы», реализуемый авторитарными государствами (Китай, Россия, Иран и др.). Использование «острой силы» имеет своей целью подрыв и дискредитацию демократических режимов в странах Запада и, прежде всего, в США. К инструментам «острой силы» чаще всего относят: межличностные обмены, культурные мероприятия, образовательные программы и развитие крупных медиа-проектов, имеющих глобальный охват (Russia Today, Sputnik, Институты Конфуция и др.). Широко используются возможности глобальной сети Интернет, в особенности, социальные сети (Facebook, Twitter и др.). Пропаганда, фальсификация данных, манипулирование и искажение информации, кибер-атаки, — все это проявления использования «острой силы». Появление концепта «острая сила», а также его использование в современном политическом дискурсе в странах Запада, является одним из элементов фактически объявленного в последние годы курса США на конфронтацию с РФ и КНР. На наш взгляд, концепт «острая сила» следует рассматривать как пропагандистское клише, используемое странами Запада в отношении действий, осуществляемых РФ и КНР в информационной среде, превратившейся в «поле битвы» в разворачивающейся новой «холодной войне» («Холодная война» 2.0).
В статье рассматривается личность «хорошего солдата Председателя Мао» Лэй Фэна — военнослужащего Народно-освободительной армии Китая, который трагически погиб в 1962 г. 5 марта 1963 г. по инициативе Мао Цзэдуна в Китае была объявлена политико-идеологическая кампания под лозунгом «Учиться у Лэй Фэна». В целях закрепления его положительного образа в массовом сознании жителей КНР были широко использованы возможности культуры и искусства. Наибольшие масштабы эта политико-идеологическая кампания приобрела в первые годы после гибели Лэй Фэна и во время «культурной революции» (1966-1976 гг.). В 1980 е годы массовое движение постепенно стало угасать. Руководство КПК прилагало значительные усилия для его сохранения в 1980-1981 гг., возрождения в 1987 г. и после трагических событий на площади Тяньаньмэнь (1989 г.). С 2012 г. наблюдается усиление этой кампании. В настоящее время Лэй Фэн является олицетворением альтруизма, волонтерства и бескорыстной помощи ближнему. В этом качестве образ Лэй Фэна используется в публичном дискурсе современного Китая. Китайские СМИ постоянно обращаются к историям, героями которых становятся простые китайцы — «современные Лэй Фэны». Настойчиво продвигаемый КПК в течение десятилетий культ Лэй Фэна противостоит распространившимся в последнее время фактам коррупции в различных (в т.ч. высших) эшелонах политической власти.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека