World economy, international relations
В статье рассматриваются особенности современного развития экономики одного из крупнейших регионов Китая — Автономного района Внутренняя Монголия. Исследуется «феномен Внутренней Монголии» — рекордный по продолжительности сверхвысокий экономический рост, имевший место в первом десятилетии XXI века, сменившийся жесткими условиями «новой нормальности». Автор анализирует изменения отраслевой структуры, подробно останавливаясь на приоритетных отраслях: электроэнергетика, химическая промышленность, машиностроение и др. Особое внимание уделено совершенствованию механизма сотрудничества АРВМ с Россией и Монголией.
В статье исследуются особенности развития приграничной инфраструктуры на монголо-китайской границе. Отмечая динамично развивающиеся внешнеторговые связи между Монголией и Китаем, авторы анализируют изменения, происходящие в пограничной зоне. Особое внимание уделено рассмотрению не только действующей системы пунктов пропуска, но и перспективам открытия новых пограничных переходов, преимущественно связанных с вывозом минерально-сырьевых ресурсов.
В статье анализируются изменения, происходящие на границе Монголии с Россией, рассматриваются планы двух государств по обустройству приграничной инфраструктуры. Отмечается взаимный высокий интерес к модернизации пунктов пропуска на границе. Монголия, в частности, обозначила восстановление пунктов пропуска ключевым направлением реализуемой «Политики нового возрождения». Россия, в свою очередь, большое внимание в текущих геополитических условиях уделяет сухопутным пунктам пропуска на востоке, в том числе на границе с Монголией. Особую значимость представляют пограничные переходы Кяхта — Алтанбулаг и Наушки — Сухэ-Батор, через которые осуществляется не только львиная доля российско-монгольской торговли, но и транзитные перевозки, включая контейнерные, по маршруту Китай — Европа и обратно. По мере развития на территории Монголии автодорожных коридоров, а в перспективе и железнодорожных, ожидается рост значимости пограничных переходов как по западному участку российско-монгольской границы (прежде всего Ташанта — Цаган-Нур), так и восточному (Соловьевск — Эрэнцав). Новые транспортные коридоры важны не только для максимального ускорения перемещения грузов и обеспечения растущих интересов российско-монгольской торговли. В связи с активизацией деловых и культурных связей, развитием трансграничного туризма возрастает также значимость монгольского вектора и в части обслуживания пассажирских потоков. Анализируя амбициозные инфраструктурные планы Монголии, автор приходит к выводу о формировании благоприятной среды для усиления инфраструктурной связанности стран, которая является ключевым условием для становления экономического коридора Китай — Монголия — Россия.
Благодарности:
Памяти Людмилы Ивановны Кондрашовой — дорогого научного руководителя, вдохновившей на исследование не только Китая, но и Монголии
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library