Территориальный конфликт и различное восприятие истории двусторонних отношений оказывают сильный охлаждающий эффект на современные японо-китайские отношения. Это приводит к такому явлению во взаимодействии двух стран, как «горячая экономика, холодная политика». Вместе с тем происходящие в последние годы серьезные сдвиги в экономике, геополитике и сфере безопасности в АТР и на глобальном уровне заставляют руководителей двух стран смягчать политические противоречия и искать возможности сближения и сотрудничества.
В статье рассматриваются сложные проблемы отношений между Японией и Южной Кореей, уходящие своими корнями в колониальное правление Японии на Корейском полуострове. Среди них территориальный спор по поводу группы островков в Японском море, вопрос о корейских «женщинах для утешения и успокоения», претензии Сеула на переименование Японского моря в Восточное море, требование о компенсациях корейцам, мобилизованным на тяжелые работы в японских компаниях во время войны, и другие. Делается вывод о том, что растущая напряженность в связях между Японией и Южной Кореей ослабляет военно-политический треугольник Япония — США — Южная Корея, что может привести к изменению баланса сил в Северо-Восточной Азии.
Принципы формирования и реализации энергетической политики Китая претерпели значительные изменения с начала 2000 х годов, причиной чему стало усиление геополитической роли Китая в мире и превращение его в крупнейшего экспортера первичных энергоресурсов, в первую очередь, сырой нефти и природного газа. Немалую роль в этом процессе сыграла адаптация японского опыта — вне всякого сомнения, те этапы развития, которые прошла энергетическая политика Японии ранее, во многом повторяются сейчас и в Китае. Сказывается похожесть экономик, их экспортно ориентированный характер и недостаток собственного ископаемого топлива. Анализ и оценка особенностей развития энергетической политики Китая, дополненные японским опытом, позволят более полно раскрыть тему статьи, не замыкаясь исключительно на внутрикитайских проблемах.
В 2012 – начале 2013 гг. в Японии сохранялась неустойчивая внутриполитическая обстановка. Демократическая партия, пришедшая к власти в конце 2009 г., не смогла выполнить свои предвыборные обещания и в результате потерпела поражение на парламентских выборах в декабре 2012 г. Вернувшаяся к власти Либерально-демократическая партия также сталкивается с рядом серьезных внутренних и внешнеполитических вызовов. Премьер-министр Синдзо Абэ намерен вывести экономику из длительной стагнации и осуществлять жесткую внешнюю линию, в том числе в решении территориальных споров с соседними странами.
В статье анализируются подходы Японии к Тайваньскому вопросу с точки зрения обеспечения ее национальной безопасности. В последние годы, по мере того как в Азиатско-Тихоокеанском регионе баланс сил между Соединенными Штатами и КНР меняется в пользу последней, японские политики, государственные деятели и эксперты стали чаще высказываться о месте Тайваня в сфере безопасности страны. При этом они напрямую увязывают безопасность Тайваня с безопасностью Японии и указывают на необходимость помочь защитить его от «агрессивных посягательств» Китая. Пекин же считает Тайвань временно отколовшейся частью своей страны и твердо намерен добиваться «исторического воссоединения» Тайваня с материковым Китаем, не исключая возможность применения в этих целях вооруженной силы. Фактически Токио начал отходить от политики тонкого балансирования между Вашингтоном и Пекином в их нарастающей конфронтации в Тайваньском проливе и стал более четко заявлять о своей заинтересованности в сохранении статус-кво в Тайваньском вопросе, т.е. в поддержании де-факто политической независимости Тайваня, которая в том числе служит в качестве фактора сдерживания растущего Китая. Несмотря на призывы в Японии со стороны ряда политиков и СМИ к необходимости быть готовым к непредвиденным обстоятельствам на Тайване, в стране до недавнего времени относительно мало обсуждалось, почему и на каких условиях Япония должна быть вовлечена в решение Тайваньского вопроса. Однако в самое последнее время наблюдается активное обсуждение этого вопроса в кругах японских политиков и политологов. Наряду с этим ведется тщательная подготовка к возможному вовлечению Японии в военные действия на случай, если нарастающая на глазах конфронтация между США и Китаем по поводу дальнейшей судьбы Тайваня перейдет в «горячую» стадию.
Статья посвящена современной политике Японии в отношении Китая в сфере безопасности. К настоящему моменту обе страны стали главными торгово-экономическими партнерами, однако одновременно произошло значительное ухудшение их политических связей. Степень конфликтности в японо-китайских отношениях в последнее десятилетие резко возросла, несмотря на последовательные усилия Токио и Пекина улучшить двусторонние связи политическими и дипломатическими мерами. Все большее беспокойство в Японии вызывает наступательная военно-морская деятельность Китая в Восточно- и Южно-Китайском морях, которые рассматриваются Токио как сфера своих жизненно важных интересов. Наиболее острыми точками противостояния к настоящему времени стали ситуации вокруг островов Сенкаку и Тайваня, чреватые переходом в вооруженное столкновение. С принятием Токио в декабре 2022 г. новой Стратегии национальной безопасности Китай фактически возведен в ранг главной военной угрозы Японии. В соответствии с указанной Стратегией Токио взял курс на усиление своего военного потенциала, уделяя особое внимание его наступательной составляющей. Более того, готовясь к отражению «китайской угрозы», Япония предпринимает меры по качественному и количественному усилению военного сотрудничества с Соединенными Штатами в рамках договора безопасности. Военный альянс с США останется на обозримую перспективу краеугольным камнем обеспечения безопасности Японии, в том числе в деле сдерживания набирающего военную мощь Китая. Япония стремится к созданию в АТР сети других двусторонних и многосторонних альянсов с антикитайской направленностью. К противостоянию Китаю в регионе Токио не только активно пытается привлечь на свою сторону внерегиональных игроков, прежде всего стран НАТО, но и намерен наладить сотрудничество с Североатлантическим альянсом на институциональном уровне. Подобная деятельность Токио, направленная на сдерживание Китая в сфере безопасности, вызывает резкое неприятие в Пекине.
В статье проанализированы мотивы политики, а также действия и планы НАТО по продвижению своего присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В последние годы западноевропейские страны, наряду с Вашингтоном, не скрывают своих опасений по поводу «восходящего» Китая, усматривая в росте его экономической и военной мощи угрозу собственным интересам не только в сфере экономики и технологий, но и все больше в области национальной безопасности. Особую тревогу экономические, технологические и военно-политические амбиции Китая традиционно вызывают у соседней Японии. Продвигая концепцию неделимости безопасности Евроатлантики и Индо-Тихоокеанского региона, Токио намерен привлечь к геополитическому сдерживанию Китая ряд европейских государств. Руководство НАТО, разделяющее эту идею, в собственных доктринальных документах также включило Китай, наряду с Россией, в число главных угроз национальной безопасности. Усиливающееся совпадение интересов Японии и западноевропейских государств в сдерживании «восходящего» Китая делает Японию фактически главным проводником НАТО в АТР. Помимо Японии, в регионе альянс намерен укреплять отношения в сфере безопасности с Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией. На саммите в Вильнюсе в 2023 г. Япония и НАТО согласовали новую индивидуальную программу партнерства в 16 областях на период до 2026 г. Поворот НАТО в сторону Азии вызывает настороженность не только в Пекине и Москве, но и в ряде стран АТР. Критики продвижения НАТО в Азию опасаются, что оно может привести к усилению напряженности и дестабилизации безопасности в регионе.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library