Статья посвящена анализу мотивации участников неформальных отношений, известных в Китае как гуаньси. Автор приходит к выводу, что именно экономический мотив является преобладающим в объединении участников в цепочки и группы, в которых частный интерес удовлетворяется через коллективные действия за счет перераспределения общественных или корпоративных ресурсов.
В статье анализируются характерная для Японии неформальная система отношений «Дзиммяку» (Jinmyaku). Сутью её является коллективная лояльность, на ней основана и практика перехода «Амакудари» (Amakudari) отставных чиновников на высшие посты в корпорации и компании, регулированием которых они занимались в министерствах. Считается, что Amakudari позволили правительству эффективно управлять бизнесом и стали одним из факторов японского экономического чуда. Однако после серии скандалов 1990-х годов отношение к подобной практике стало меняться, она все больше связывались с коррупцией. В 2008 году закон о Национальной гражданской службе запретил чиновникам в течение двух лет после увольнения переход в компании, с которыми они имели контакты, работая на госслужбе. Исключения были возможны только по разрешению Национального кадрового управления. Но практика Amakudari продолжалась неофициально, и даже сейчас нельзя сказать, что она ушла в прошлое.
Автором ставится задача определения роли Amakudari и Jinmyaku с точки зрения институциональной и сетевой теорий. Проводится сравнительный анализ с неформальными отношениями, известными в арабских странах — «Васта» и Китае — «Гуаньси». Исследуется вопрос о рациональных и традиционных мотивах сохранения групповой лояльности. В статье делается вывод о том, что чиновники Amakudari сохраняют неформальные групповые отношения с остающимися на государственной службе чиновниками, и эти групповые отношения бросают вызов легализму и имперсонализму, которые составляют бюрократический характер государства.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека